Пишем высококачественный JavaScript код. Часть 1 из 4
В данном уроке из трех частей затрагиваются вопросы написания качественного кода JavaScript, который будет легко поддерживать и развивать, даже если к проекту приходится возвращаться спустя длительное время.
Пишите код с расчетом, что его надо будет поддерживать
Ошибки программного обеспечения имеют свою стоимость. Их стоимость выражается во времени, которое необходимо потратить на их исправление. Особенно дорого обходятся ошибки в публично запущенных проектах. Очень хорошо, если вы можете исправить ошибки сразу, когда структура кода еще свежа в памяти, и можно достаточно быстро найти проблемное место. Но если вы переключились на другие задачи и уже подзабыли особенности определенного кода, то возвращение к проекту потребует:
Время на изучение и понимание проблемы.
Время на понимание кода, который является источником проблемы.
Еще одна проблема, которая касается больших проектов или компаний, заключается в том, что человек, исправляющий ошибки, не является тем человеком, который их создает (а часто и не является тем, кто их находит в проекте). Поэтому уменьшение времени для понимания кода становится критическим вопросом вне зависимости от того, писали ли вы код сами некоторое время назад, или он написан другим разработчиком вашей команды. Ответ на вопрос будет существенно влиять и на финансовый результат проекта и на уровень удовлетворения разработчиков, потому что иногда лучше сделать все по-новому, чем тратить часы и дни на поддержку старого непонятного кода.
Другим фактом, связанным с разработкой программного обеспечения, является то, что обычно больше времени занимает чтение кода, а не его создание. При первоначальной постановке задачи разработчик фокусируется и погружается в вопрос, а затем садится и может за один вечер создать существенный по объему код. Затем код, вероятно, работает, но, по естественной натуре программных продуктов, возникают ситуации, требующие повторных пересмотров кода. Например:
Выявляются ошибки.
Новые функции добавляются в проект.
Приложение надо запустить в новом окружении (например, появился новый браузер).
Меняется назначение кода.
Код нужно полностью переписать или портировать на другую архитектуру или язык программирования.
В результате, на написание кода будет потрачено несколько человеко-часов, а на чтение - несколько человеко-дней. Поэтому создание легко поддерживаемого кода является критическим вопросом для успеха приложения.
Легко поддерживаемый код имеет следующие признаки:
Он легко читается.
Он хорошо структурирован, и части согласованы между собой.
Он предсказуем.
Выглядит так, как будто написан одним человеком.
Документирован.
Минимизация использования глобальных переменных
JavaScript использует функции для управления контекстом. Переменные, объявляемые внутри функций, являются локальными для них и недоступны вне функций. Глобальные переменные объявляются вне функций или просто используются без объявления.
Каждое окружение JavaScript имеет глобальный объект, который используется вне функций. Каждая глобальная переменная, которую вы создаете, становится свойством глобального объекта. В браузерах для удобства существует дополнительное свойство глобального объекта, которое называется window, и которое (обычно) указывает на сам глобальный объект. Следующий код показывает пример создания и доступа к глобальным переменным в окружении браузера:
Code
var myglobal = "hello";
console.log(myglobal); // "hello"
console.log(window.myglobal); // "hello"
console.log(window["myglobal"]); // "hello"
console.log(this.myglobal); // "hello"
console.log(myglobal); // "hello"
console.log(window.myglobal); // "hello"
console.log(window["myglobal"]); // "hello"
console.log(this.myglobal); // "hello"
Проблемы с глобальными переменными
Проблемы с глобальными переменными заключаются в том, что они будут доступны во всем коде JavaScript вашего приложения или страницы. Они находятся в глобальном пространстве имен, и всегда есть шанс для коллизий именования, когда две разных части приложения определяют глобальные переменные с одинаковым именем, но для разных целей.
Также, обычно, веб страница включает код, написанный другими разработчиками. Например:
Другие библиотеки JavaScript.
Скрипты партнеров по рекламе.
Код для отслеживания пользователей и аналитики.
Разные виджеты, кнопки и плагины.
Допустим, в одном из сторонних скриптов определяется глобальная переменная, которая называется, например, result. Затем вы в одной из своих функций определяете другую глобальную переменную и называете ее result. В итоге, последнее объявление переменной result перекроет первое, и сторонний скрипт может перестать работать.
Следовательно, для успешного сочетания различного кода на одной странице важно использовать как можно меньше глобальных переменных. В данном вопросе существенную роль играет использование директивы var при объявлении переменных.
К сожалению, очень просто непроизвольно создать глобальную переменную в JavaScript из-за двух его особенностей. Во-первых, вы можете использовать переменную без ее объявления. Во-вторых, JavaScript имеет определение подразумеваемого глобального, которое означает, что любая переменная без объявления становится свойством глобального объекта (и будет доступна как правильно объявленная глобальная переменная). Например:
Code
function sum(x, y) {
// плохо: подразумеваемое глобальное
result = x + y;
return result;
}
// плохо: подразумеваемое глобальное
result = x + y;
return result;
}
В данном коде переменная result используется без объявления. Код отлично работает, но после вызова функции вы получите еще одну переменную result в глобальном пространстве имен, что может привести к проблемам.
Правило минимизации заключается в определении переменных с помощью директивы var. Ниже приводится улучшенная версия функции sum():
Code
function sum(x, y) {
var result = x + y;
return result;
}
var result = x + y;
return result;
}
Еще один плохой вариант для создания подразумеваемых глобальных - это цепочное присваивание значения в рамках объявления var. В следующем примере переменная a будет локальной, а переменная b станет глобальной, что наверняка не входит в список целей создателя кода:
Code
// плохо, не надо использовать
function foo() {
var a = b = 0;
// ...
}
function foo() {
var a = b = 0;
// ...
}
Если вы удивлены происходящим, то дело здесь в вычислениях справа-налево. Сначала выполняется выражение b = 0, и поэтому переменная b не будет объявлена. Возвращаемое значение выражения будет 0, и оно присваивается новой локальной переменной a, которая объявлена директивой var. Такое определение переменных эквивалентно следующей записи:
Code
var a = (b = 0);
Если вы уже объявили переменные, то цепочное представление будет отлично работать и не создаст нежелательных глобальных переменных:
Code
function foo() {
var a, b;
a = b = 0; // обе переменных являются локальными
}
var a, b;
a = b = 0; // обе переменных являются локальными
}
Еще одной причиной избегать использования глобальных переменных является портируемость кода. Если вы планируете запускать код в другом окружении, то глобальные переменные могут переписать объекты, которые отсутствуют в оригинальном окружении (поэтому может показаться, что используемое имя безопасно).
Побочный эффект забытой декларации var
Есть небольшая разница между явно определенной и подразумеваемой глобальными переменными. Она заключается в возможности удаления переменной с помощью оператора delete:
Глобальная переменная, объявленная декларацией var (созданная в программе вне функций) не может быть удалена.
Подразумеваемая глобальная переменная, созданная без объявления (вне зависимости от места создания) может быть удалена.
Технически, подразумеваемая глобальная переменная является свойством глобального объекта, а не переменной. Свойства могут быть удалены с помощью оператора delete, а переменные - нет:
Code
// определяем три глобальных переменных
var global_var = 1;
global_novar = 2; // плохо
(function () {
global_fromfunc = 3; // плохо
}());
// Пробуем удалить
delete global_var; // false
delete global_novar; // true
delete global_fromfunc; // true
// Проверка удаления
typeof global_var; // "number"
typeof global_novar; // "undefined"
typeof global_fromfunc; // "undefined"
var global_var = 1;
global_novar = 2; // плохо
(function () {
global_fromfunc = 3; // плохо
}());
// Пробуем удалить
delete global_var; // false
delete global_novar; // true
delete global_fromfunc; // true
// Проверка удаления
typeof global_var; // "number"
typeof global_novar; // "undefined"
typeof global_fromfunc; // "undefined"
Доступ к глобальному объекту
В браузерах глобальный объект доступен в любой точке кода через свойство window (до тех пор, пока вы не сделаете что-нибудь специальное или неожиданное, например, объявите локальную переменную с именем window). Но в других средах окружения данное удобное свойство может быть доступно другим способом (или даже вообще недоступно программисту). Если вам нужен доступ к глобальному объекту без использования идентификатора window, то вы можете использовать следующий способ на любом уровне вложенного пространства имен функции:
Code
var global = (function () {
return this;
}());
return this;
}());
Таким образом, всегда можно получить доступ к глобальному объекту, так как внутри функции, которая вызвана как функция (а не как конструктор с декларацией new) this всегда указывает на глобальный объект.
Шаблон одного объявления var
Использование одного объявления var вверху вашей функции является очень полезной практикой. Такой метод имеет следующие преимущества:
Обеспечивается единственное место для объявления всех локальных переменных функции.
Предотвращаются логические ошибки, когда переменная используется раньше, чем она объявляется.
Помогает помнить об объявлении локальных переменных и, следовательно, сокращает количество глобальных переменных.
Шаблон с одним объявлением var выглядит следующим образом:
Code
function func() {
var a = 1,
b = 2,
sum = a + b,
myobject = {},
i,
j;
// Код функции...
}
var a = 1,
b = 2,
sum = a + b,
myobject = {},
i,
j;
// Код функции...
}
Вы используете одну декларацию var для объявления нескольких переменных, разделенных запятой. Отличным дополнением будет инициализация переменных исходными данными при их объявлении. Так предотвращаются логические ошибки (все неинициализированные переменные по умолчанию получают значение undefined) и улучшается читабельность кода. Когда вы позже будете просматривать код, как вы сможете определить назначение переменной по ее начальному значению (например, сразу будет видно, что это объект или целое число).
Также можно выполнить операцию при объявлении переменной, например, sum = a + b из предыдущего кода примера. Другим рабочим примером служит оперирование с DOM. Вы можете назначать ссылки на элементы DOM локальным переменным при объявлении:
Code
function updateElement() {
var el = document.getElementById("result"),
style = el.style;
// выполняем операции с el и style...
}
var el = document.getElementById("result"),
style = el.style;
// выполняем операции с el и style...
}
Подъем: проблема с разбросанными декларациями var
JavaScript допускает использование нескольких деклараций var в любом месте функции, и они действуют одинаково, вне зависимости от места размещения. Данная особенность известна как "подъем". Такое функционирование может привести к логическим ошибкам, когда вы используете переменную, а затем объявляете ее для дальнейшего кода функции. Для JavaScript, так как переменная находится в одном пространстве имен (в одной функции), предполагается ее объявление, даже если они используется до директивы var. Например
Code
// плохо
myname = "global"; // глобальная переменная
function func() {
alert(myname); // "undefined"
var myname = "local";
alert(myname); // "local"
}
func();
myname = "global"; // глобальная переменная
function func() {
alert(myname); // "undefined"
var myname = "local";
alert(myname); // "local"
}
func();
Стоит упомянуть, что в действительности реализация кода более сложная. Есть две стадии обработки кода. На первой стадии создаются переменные, объявления функций и формальные параметры, а также определяется контекст. На второй стадии выполняется код, вычисление функций и создаются неквалифицированные идентификаторы (необъявленные переменные). Но для практического применения можно использовать концепцию подъема, которая хорошо описывает поведение кода.
-
FalleN -
4688 -
1 -
0
Но только нужно ставить наверное на те модули которые обновляться должны не раньше через пару тройку минут
С Уважением, Андрей...